История аудиокассеты

30 августа 1963 года на международной выставке бытовой электроники IFA в Берлине компания Philips представила образец первой в истории компакт-кассеты. Та была в четверть размера существовавшего тогда ленточного картриджа и давала возможность записывать и воспроизводить аудиосигнал с помощью портативного устройства. Вести запись можно было на две стороны с временем звучания в 30 или 45 минут на сторону. За основу были взяты следующие стандарты: скорость движения ленты 4.76 см/сек, ширина ленты 3.81 мм. Язычки-предохранители от случайного стирания фонограммы у первой аудиокассеты отсутствовали. В качестве воспроизводящего устройства предлагался кассетный магнитофон Philips EL 3300.
Надо сказать, что на тот момент в мире существовало лишь три образца лент, которые можно было использовать в компакт-кассете — это были американские ленты 3M (с самым низким уровнем шума) и KODAK P 300, а также лента BASF PES-18. Наиболее сбалансированным по всем параметрам Philips признал немецкий образец, и таким образом, чести сделать самую первую ленту для компакт-кассеты удостоилась именно фирма BASF.

Несмотря на то, что новинка от Philips позволяла записывать сигнал в стереоформате, для записи музыки она была практически непригодна, скорее, для использования в диктофонах. К тому же ее корпус был весьма несовершенным. Но работа велась, технологии быстро улучшались: качество воспроизведения стереозвука в компактном формате росло, шум лент уменьшался. Следующие годы принесут новые вехи в развитии кассеты.

Такое событие, как появление абсолютно нового стандарта, вызвало весьма большое волнение в индустрии, особенно в высокотехнологичной Японии. Буквально через месяц, в сентябре 1963-го, Фридрих Лахнер, представитель амбициозной немецкой компании Grundig предложил японцам из SONY совместно разработать новый формат, способный составить успешную конкуренцию голландскому продукту. В качестве такового немцы предлагали формат DC, который стал бы международным. Но почти одновременно японцы получили весьма заманчивое предложение от дальневосточного отделения Philips Electronics. Там предложили SONY стать партнером для дальнейшей разработки уже существующей компакт-кассеты. Тщательно взвесив перспективы немецкого и голландского стандартов, японцы выбрали компакт-кассету от Philips — из-за ее меньшего размера.

1965

В Grundig сдаваться не собирались и начали готовить против компакт-кассеты настоящую войну. Спустя 2 года, в 1965-м, в Берлине был представлен совместный с компаниями Telefunken и Blaupunkt продукт — аудиокассета стандарта DC International. Как и продукт от Philips, та имела время звучания по 30 или 45 минут каждой стороны, но чуть большие размеры (12х7,5 см) и чуть большую скорость движения ленты (5.08 см/сек). В качестве воспроизводящего устройства предлагался рекордер Grundig C100L.

В качестве экономического козыря было решено не требовать никаких лицензионных платежей за производство кассеты другими концернами, в то время как Philips хотя тоже не устанавливал копирайт на свой формат, но ввел общий лицензионный сбор за оборудование для производства своих кассет.

КОМПАКТ-КАССЕТА: ВОСХОЖДЕНИЕ.

Но вернемся в год 1963-й. Начавшееся было партнерство Philips и SONY вскоре было несколько омрачено. Как первоначально предполагали голландцы, они будут получать плату в 25 йен за каждую проданную в Японии кассету. Но в SONY посчитали это чрезмерным и отказались подписывать договор. Несколько дней спустя переговорщики Philips решили проявить гибкость и попросили всего 6 иен за единицу. Но японцы напомнили про новинку от Grundig — дескать, перспективы голландского продукта могут стать весьма призрачными. Поэтому они посоветовали партнеру вообще отказаться от такого излишества, как роялти. И голландцы были вынуждены согласиться.

Твердость самураев и глобальная уступка голландцев обернулись триумфом. Создание бесплатной для производителей во всем мире технологии приведет к тому, что всего через несколько лет компакт-кассетой будет пользоваться весь мир. Уже с 1965 года на каждой производимой в мире кассете будет стоять классический логотип «компакт-кассета». А компании Grundig ничего не останется, как признать свое поражение. Вскоре она на какое-то время откажется от разработки и производства аудиокассет, сосредоточившись на выпуске аудио-видеотехники.

1966-68

На рынке аудиокассет появляются серьезные игроки, которым будет суждено стать грандами мировой компакт-индустрии — Agfa, Maxell-Hitachi, TDK… И, конечно, одно из главных действующих лиц — германский концерн BASF, ранее производивший, кроме катушечной магнитной ленты, в основном, полимеры и красители, и который станет законодателем мод в кассетной индустрии на долгие годы. А уже в 68-м происходят несколько событий, которые определят дальнейшую судьбу аудиокассеты. Во-первых, на рынке появится первая кассета класса Hi-Fi — модель Super Dynamic (SD) от компании TDK. Во-вторых, кроме существующих хронометражей 60 и 90 минут начнут производиться кассеты в 120 минут. При выборе длительности лент разработчики ориентировались на стандартную продолжительность музыкальных альбомов тех лет (в среднем 40 минут).

1969

В 1969 году на появление в мире нового аудионосителя, наконец, отреагировали и в СССР. Харьковский завод «Протон» начал выпускать первый советский магнитофон под компакт-кассету «Десна». Диковинная для страны новинка была почти точной копией Philips EL3300. Питалась она от 6 элементов 343, что значительно увеличивало ее вес, или от выпрямителя размером чуть меньше, чем сам аппарат. Кроме того, «Десну» отличали низкие частотные характеристики, сильный шум двигателя и непомерная цена в 220 рублей, что в 1969 году вдвое превышало среднюю месячную зарплату по стране. Поэтому покупательским спросом «Десна» не пользовалась, тем более, что компакт-кассет в СССР тогда почти не было.

Тем не менее, производство компакт-кассет в СССР началось, по данным Википедии, примерно одновременно с выпуском кассетных магнитофонов. Коллекционерами обнаружена кассета, изготовленная на том же харьковском заводе «Протон», на вкладыше которой проставлена дата его типографского заказа — 1967 год. Эта кассета не имеет клапанов для блокировки записи (в «Десне», как и в ее прототипе Philips EL3300, не было рычага блокировки), и называется просто «кассета малогабаритная». Указано время звучания — 40 минут, и цена — 4 рубля 50 коп. В дальнейшем советские кассеты назывались МК с указанием времени звучания и номера модификации: МК-60, МК-60-1, МК-60-5 и т. п. Что касается кассет с музыкальными записями, то по имеющимся данным, их начала производить Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» в 1971 году на заводе в Таллине. Ленту для кассет первоначально поставляло предприятие ORWO из ГДР.

Dolby B и Chromdioxid

1970 год будет полностью «американским». Разработанная несколько лет назад Реем Долби профессиональная система шумоподавления Dolby A получит бытовую версию — Dolby B. Соотношение «сигнал-шум » для магнитной ленты снизится на 9-10 дБ.

В том же 1970 году американская компания Dupont создает такое химическое соединение, как диоксид хрома. Мгновенно оценив перспективы, немцы из BASF покупают соответствующую лицензию и уже к следующему, 1971 году, разрабатывают принципиально новую ленту (CrO2, тип ленты II). В отличие от своего «железного» собрата та имеет высокий ток подмагничивания и выдает более широкий частотный диапазон. Качество этой ленты впоследствии будет доведено до высочайшего. Но самый первый «хромдиоксид» от BASF относительно качественно можно записать даже сегодня, по прошествии более 40 лет! Качественно — само собой, по понятиям того времени.

Понимая, что чуть опоздал, будущий транснациональный гигант SONY немедленно покупает у BASF лицензию на производство хромдиоксидных лент, а также получает исключительное право на их распространение на территории Японии, отсекая, таким образом, всех потенциальных конкурентов в своей стране.

Сама же компания Dupont, основанная в США аж в 1802 году, сегодня является одной из крупнейших в мире научных и индустриальных корпораций. Когда-то невольно поучаствовавшая в доведении оксида хрома до его величайшей стадии развития, сегодня эта компания — мировой лидер по производству диоксида титана.

1971

И снова американцы. Как пишет сайт inthouse.ru, появление на рынке в 1971 году кассетной деки класса «hi-fi» Advent 201 практически похоронило некогда популярную 8-ми дорожечную технологию магнитной записи. Дека была оборудована Dolby B, практически неубиваемой лентопротяжкой, головками из мягкого пермаллоя, а также селектором переключения на хромовую ленту. Продажи детища известного американского аудиоинженера и предпринимателя Генри Клосса были многотысячными.

1972

В 1972 году на рынке появляется первая кассета продолжительностью 180 минут. Но для того, чтобы рулон помещался в кассету, пленку приходилось делать очень тонкой. Такие ленты были весьма ненадежными и в конце концов, их выпуск был прекращен. Поэтому все кассеты С180 сегодня очень ценятся коллекционерами и на аукционах они стоят весьма дорого.

1973

В 73-м компания SONY наносит европейским конкурентам солидный хук — она самостоятельно разрабатывает принципиально новый тип ленты. Покрытие впервые становится двойным: хромовый слой лежит поверх гамма-оксида железа. Магнитная пленка теперь двухцветная — снизу коричневая, сверху — черная с синим отливом. Продукт получает наименование Sony Ferrichrome (FeCr, тип ленты III). Стоит заметить, что ленты FeCr выпускались не всеми мировыми флагманами, в то время как остальными их производство продолжалось сравнительно недолго, лишь до 1984 года. Причина — нецелесообразность. Было решено, что при высокой себестоимости ленты типа III ее качество было аналогичным типу II. И весьма жаль — при ярких и звонких высоких частотах, даваемых частицами оксида хрома, ленты III типа имели также собственное, очень мягкое и приятное звучание.

В том же 73-м на рынке высоких технологий появилась новинка, заставившая аудиофилов ахнуть — профессиональная кассетная дека премиум-сегмента Nakamichi 1000. Использованные в ней инновации были поистине ошеломляющими, поскольку значительно опережали свое время: три дискретные головки и, соответственно, сквозной канал, автоматическая подстройка азимута головки, калибровка ленты, беспрецедентный частотный диапазон (30 — 20000 кГц), минимальные искажения (менее 0,8%), минимальная детонация, великолепное соотношение сигнал/шум, функция «PITCH CONTROL», позолоченные гнезда, пульт ДУ, шикарный деревянный «макинтош» и почти 18 (!) килограммов веса, что говорило об исключительной серьезности аппарата. Стоимость Nakamichi 1000, в свою очередь, заявляла также о безусловной элитности продукта, делая его доступным только для очень обеспеченных людей — немыслимые для 1973 года 1300$! По новизне и концептуальности дизайн этой кассетной деки можно было сравнить с автомобилем премиум-класса. Аппарат сразу был признан наиболее значительным продуктом в области аудио.

1976. Elcaset. Очередной неудачник.

Несмотря на то, что рынке кассетных технологий чуть ли не каждый год появлялось что-то принципиально новое, уже было очевидным, что по качеству звучания аудиокассета вряд ли догонит существующий катушечный формат, к тому времени уже много лет имевший культовый статус.
Поэтому в 1976 году инженеры все той же Sony предложили альтернативный вариант — что-то среднее между кассетой и катушкой. По их мнению, выглядеть это должно было, как кассета (потому как тренд), но с лентой, как катушечная.
Новый продукт получил название elcaset и имел размеры 15×10 см. Кассета была похожа на своего видеособрата и имела тот же принцип действия — при воспроизведении лента вытягивалась из корпуса. Частотный диапазон был заявлен в пределах от 15 до 27 000 Гц.
К сожалению (а может, к счастью?) элкассета появилась в то время, когда развитие обычной кассеты уже выходило на свой пик. Фигурально выражаясь, младенец попал под несущийся поезд. Говоря проще, в условиях быстро растущих возможностей компакт-кассеты новинка оказалась маловостребованной. Поэтому к 1979 году Sony приняла решение свернуть неудачное начинание, продолжив развитие обычной компакт-кассеты и, тем временем, готовя к запуску новый суперпроект, которому впоследствии также будет суждено войти в историю — компакт-диск.

EPITAXIAL, AVILYN & BERIDOX

К 1977 году химики компании Maxell разрабатывают первую ленту с эпитаксиальным покрытием (аналог хромдиоксида). Эпитаксиальное покрытие представляет собой измененные ионы кобальта во внешней кристаллической структуре. Причина была чисто экономической — нежелание больше покупать лицензию на хромовое покрытие у Sony, которая, как уже говорилось, владела эксклюзивными правами на производство этого типа ленты на территории Японии. Аналогичным образом уже поступили компании TDK (она разработала собственный аналог хромдиоксидного покрытия под названием AVILYN), а также FUJI, в свою очередь, разработавшая покрытие BERIDOX. Что же касается лент FeCr, всеми «японскими» правами на которые владела та же SONY, все три вышеупомянутые компании попросту не заинтересуются их производством.

Между тем, качество лент к 1977 году достигает, казалось бы, своего пика. Но пока это еще не так. Что же касается внешнего вида аудиокассет, то он уже перестал быть чисто технологическим и такой продукт, как кассета, без преувеличения, становится дизайнерским искусством.

1979. Scotch Metafine.

Расцвет эпохи Аудио 70-х, несомненно, отражался и на аудиокассетах. Технологии их производства несутся вперед уже с космической скоростью.
К 1979 году американцы из компании 3М (Scotch) разрабатывают ленту Metafine с напылением частиц металла (Тип IV), благодаря чему полоса воспроизводимых частот становится еще шире. И хотя массовое производство лент типа «металл» оказывается трудным и дорогим, новый продукт получает широкое распространение.

В том же 79-м Международная электротехническая комиссия (IEC) официально регистрирует классификации типов лент I,II,III и IV. На некоторых кассетах фирмы BASF тип ленты теперь указывается вместе с аббревиатурой названия организации. Введенные стандарты становятся также частью DIN (Deutsche Industrie Normen).

Первый Walkman.

И снова компания SONY. 1 июля 1979 года она устраивает настоящий переворот в кассетной индустрии: в этот день на рынке начались массовые продажи первого кассетного стереоплейера класса Walkman. Все «карманные» модели, известные до этого момента, являлись, скорее, диктофонами и высоким качеством воспроизведения не отличались. Модель Walkman TPS-L2 являлась портативным стереоустройством и имела размер чуть больше самой кассеты, что по тем временам было весьма инновационным решением. Она имела выход на две пары наушников, а также встроенный микрофон, который позволял обоим слушателям общаться друг с другом во время прослушивания. И хотя игрушка была недешевой — 33 тысячи японских иен, ее продажи исчислялись десятками тысяч. Впоследствии Walkman переживет десятки инкарнаций, станет частью музыкальной культуры и принесет Сони миллиардный «профит».

1980-1981

К 1980 году разрыв в качестве звучания между виниловой пластинкой, катушкой и компакт-кассетой сократился до уровня, удовлетворяющего подавляющее большинство слушателей, тем более, что средняя стоимость кассеты была заметно ниже цены винила. Поэтому на 80-е годы пришёлся бум кассетной индустрии. 1980—1982 годы были временем расцвета выпуска стереомагнитол-«бумбоксов», рынок которых активно поддерживала вошедшая в моду субкультура рэпа. Премиум-сегмент магнитол пополнился двумя появившимися в 1981 году шедеврами от компании Мацусита. Сначала вышла топовая National RX-7200 и следом за ней — предтоповая National RX-7000. Первый из этих бумбоксов был настоящим гигантом — размером он был 61х34 см, весил внушительные 11 килограммов, имел прекрасное, глубокое звучание; богатую отделку под дерево, предполагающую соответствующий антураж для аппарата, и стоил беспрецедентные для магнитол того времени 700 долларов. Вторая модель была чуть скромнее размером и стоила на пару сотен меньше.

В том же 1981-м, на рынке появилась Легенда. Шедевр от ближайшего конкурента Мацуситы, компании Sharp. Знаменитая двухкассетная модель с индексом 777. Размеры «три топора» имел поистине устрашающие — 75 см в длину, почти 40 в высоту (что превышало даже размеры RX-7200), весил аж 12 кило, имел 4 динамика (два из которых басовые), и стоил на американском рынке под 600 баксов. Несмотря на столь серьезный ценник, Sharp GF-777 был популярен во всем мире вплоть до СССР. Модель можно было встретить в сети магазинов «Берёзка» по цене почти в 2500 чеков, а также в комиссионках многих советских городов. Летом 1982 года она была замечена лично мной в «комке» курортно-портового Бердянска за 3000 рублей, что составляло на тот момент ровно половину стоимости новых «Жигулей». Данный шедевр японского «шарпостроения» в нашей стране до сих пор является мечтой многих ностальгирующих граждан.

1982

Этот год стал поистине поворотным для рынка высоких технологий, ибо вновь напомнили о себе корпорации Sony, а также Philips, которая в отличие от японских коллег, к тому времени давненько о себе не напоминала ничем масштабным. 21 июня 1982 года был анонсирован выпуск первого музыкального CD. Разработки компакта, как носителя, велись совместно инженерами двух концернов еще с конца 70-х. Разумеется, существует и чисто американская версия о том, что идея компакта якобы пришла в голову не японцам с европейцами, а американцам, и что было это еще лет за 10 до японско-голландской разработки.

Тем временем, в том же 1982 году несколько ведущих мировых концернов представили свои первые проигрыватели компакт-дисков. Музыкальные проигрыватели нового поколения были сверхтехнологичны и настолько же дороги (порядка 2000$). И абсолютно недоступны массовому пользователю, поэтому до полного вытеснения аудиокассеты с рынка оставались еще годы.

В том же 82-м напомнила о себе японская компания Nakamichi, произведя на рынке аудио очередной фурор. Как пишет сайт inthouse.ru, кассетная дека Nakamichi Dragon являлась уникальной даже среди флагманских моделей того времени. Она имела функцию автореверса, систему автоматической подстройки азимута головок, ручные калибровки подмагничивания на три типа магнитных лент, минимальную детонацию в 0,019%, навороченный электронный тракт и абсолютно футуристический дизайн. При заоблачной цене в 2500$ Dragon был весьма востребован и потому выпускался дольше всех остальных моделей Nakamichi.

И конечно же, нельзя не сказать о том, что 1982 год стал историческим в жизни каждого меломана в СССР. В магазинах по всей стране в свободной продаже появились аудиокассеты ведущих мировых производителей, и более того, последних моделей. Еще годом раньше подобное казалось совершенно немыслимым. До этого импортные кассеты и магнитофоны можно было купить только в магазинах Внешпосылторга или комиссионных по ценам, недоступным большинству советских граждан. Поэтому данные товары находились в сегменте, где процветала спекуляция. Средняя стоимость одной аудиокассеты составляла 25 полновесных советских рублей. В СССР 80-х годов это была сумма, на которую можно было примерно два раза посетить ресторан вдвоём, потребив там два полноценных обеда, включающих алкоголь. Примерно столько же стоил полный рацион одного советского человека чуть больше, чем на неделю.

Если мне не изменяет память, первой моделью, появившейся в советской розничной продаже, была великолепная Sony CHF90. А вскоре начался и вовсе «звездопад». В течение нескольких лет кассеты BASF LH-Extra I, JVC Dynarec F1, TDK D, Denon DX1, Sony (CHF и EF), Agfa Fe-I и Maxell LN продавались по госцене 8 руб. за 60-минутную и 9 руб. за 90-минутную. Тем временем, в США цены на эти модели колебались от 2 до 4 долларов за единицу. Официальный курс доллара в СССР составлял в то время 84 — 87 копеек за доллар.

Существует две версии того, откуда тогда появилось такое изобилие. По первой из них, массовый ввоз качественных кассет японского и западногерманского производства организовало советское правительство во время подготовки к Московской Олимпиаде 1980 года. Но тогда эти поставки, казалось бы, должны были начаться раньше. В Инете бытует также версия о польском следе. Дело в том, что Польша традиционно закупала в больших количествах импортные товары. Но тут в ПНР появился профсоюз «Солидарность» и по стране прокатились забастовки, которые заметно подорвали экономику страны. В связи с невозможностью расплатиться по договорам, Польша якобы обратилась к руководству СССР с предложением перекупить контракты. Ну, СССР и помог братской социалистической Польше. А к нам на Родину хлынул поток импорта, в том числе, аудиокассет.

1984

Продажи записанных аудиокассет впервые превысили продажи виниловых пластинок. А катушечные системы уже практически вытеснены с потребительского рынка.

1986

Начавшийся несколько лет назад массовый ввоз в СССР импортных аудиокассет прекращается так же внезапно, как и начался. Может случайно, а может, и нет, но совпало это с приходом к власти мистера Горбачева, разворачивающейся в стране перестройкой и началом бардака во всех сферах, включая экономическую. Как и во времена дефицита, качественные кассеты теперь снова можно было приобрести только в сети магазинов «Березка» за рубли Внешпосылторга. И очень редко — в обычных «Культтоварах».

1988

Наступление цифрового формата и все увеличивающиеся продажи компакт-дисков в странах Запада. Начало медленного спада продаж аудиокассет. В продукции некоторых производителей уже чувствуется явная экономия на разработке дизайна и вообще какая-то обреченность. Но качество лент пока остается на высоком уровне. И, тем не менее, с рынка аудиокассет потянулись первые крупные игроки. Лидеры американского рынка Memorex и Scotch передают свое производство южнокорейской SKC.

1990

На рынке появляются ленты с металлическим покрытием класса Hi-end. Sony выпустила новую версию топовой Metal Master, Maxell представила премиумную модель Metal Vertex, компания That’s отметилась Suono, а фирма TDK продолжила потрясать качеством уже известной модели MA-XG. Еще никогда качество звучания аудиокассет не было настолько высоким.

1991

Один из лидеров химической промышленности Германии AGFA-Gevaert продает свое производство аудиокассет ближайшему конкуренту BASF. Создано новое предприятие под названием BASF Magnetics. С этого времени новые аудиокассеты, выпускаемые под брендами AGFA и BASF, начинают иметь общие компоненты (в частности, катушки).

1995

Аудиокассеты, производившиеся под брендом AMPEX, начинают выпускаться под торговой маркой Quantegy.

1996

В сентябре 96-го, на закате аудиокассетного производства, турецкая компания RAKS направила выгодное предложение немцам из BASF, с которой сотрудничала долгое время, о продаже ей производства магнитных носителей. Однако сделка сорвалась из-за протестов профсоюзов BASF в Германии. В результате BASF продал все свои мощности по производству магнитных лент (включая пять заводов в Германии и Франции) южнокорейской группе KOHAP, заводы которой до этого производили лишь основу для магнитных лент. Сделка вступила в силу 1 января 1997 года. С этого времени аудиокассеты BASF начинают выпускаться в Южной Корее на заводах нового собственника. Одновременно там ведется производство продукции Konica и JVC. Аудиокассеты всех трех брендов теперь имеют идентичный дизайн и отличаются только названиями на упаковке.

2 октября происходит событие, оставшееся незамеченным широкой общественностью. Упразднена немецкая компания AEG, много лет назад разработавшая первый в истории пленочный магнитофон. Причина — поглощение концерном «Даймлер-Бенц».

1997-98

Продав производство аудиокассет под своим именем, BASF реорганизует свое дочернее предприятие BASF Magnetics и переименовывает его в Emtec (European Multimedia Technologies) — торговую марку, под которой теперь выпускаются аудио-видеоносители и другие расходные материалы. Из аудиокассет Emtec выпускает всего 5 моделей: бюджетные Ferro Extra, Chrome Extra, Chrome Super, а также 2 совсем дешевые ленты Sound 1 и Sound 2. Тем временем, сама BASF, которая когда-то была небольшой фабрикой по производству анилина и соды, теперь является транснациональной корпорацией, занимающейся только масштабными проектами. Один из них — разработка нефтегазовых месторождений в России.

Между тем, общие продажи аудиокассет на мировом рынке снижаются до отметки 2 млрд. 3 млн штук в год. Это на 4,5% ниже показателя предыдущего года.

2001

Доля аудиокассет в общей продаже музыкальной продукции составляет лишь 4 %. На рынке остаются всего несколько производителей: Sony, Maxell, TDK. SKC. Модельные ряды сокращены, качество некоторых выпускаемых аудиокассет (Maxell UR, TDK FE) заметно снижено — до уровня, который, по мнению производителей, должен удовлетворять непритязательный вкус небольшого количества оставшихся пользователей данной продукции.

2006

Май. EMTEC продана французской Dexxon Group, занимающейся выпуском компьютерных продуктов.

 

Наши дни.

Уже несколько лет, как возобновлено производство и продажи в магазинах всего мира виниловых пластинок, что еще 10 лет назад казалось совершенно невозможным. Одновременно с этим стоимость редкого винтажного винила на аукционах порой доходит до весьма серьезных значений. Похожие цифры можно увидеть на торгах во время продаж качественных аудиокассет, выпущенных в 80-90-е годы. Количество кассетных коллекционеров (которых 10 лет назад насчитывались единицы) в мире продолжает расти и уже доходит до десятков тысяч. Весьма также стал востребован сам образ аудиокассеты: сегодня под нее стилизуются сувениры, компьютерные флешки, чехлы для смартфонов и даже расчески! Нарастающая популярность аудиокассет отмечается в последнее время и у американских независимых исполнителей, работающих в жанрах lo-fi, punk rock и heavy metal. Их привлекает, в частности то, что производство кассеты с записью обходится сегодня примерно в десять раз дешевле вновь набравшего популярность винила. Но поскольку сегодня все же 21-й век, к аудиокассетам исполнители часто прикладывают ссылку для скачивания этой же записи в цифровом формате.

По материалам http://agfabasf.com

Похожие записи

Катушечные магнитофоны | Кассетные магнитофоны